Белое море

Февраль 2004

Чудеса у полярного круга

 

Стоит позавидовать тем людям, которые имеют счастье жить у моря. Эти счастливчики имеют возможность погружаться круглый год и постоянно.

Между тем в Москве, где проживает основная масса наших дайверов, они вынуждены довольствоваться довольно редкими поездками, при чем в основном на тёплые моря. Это кажется весьма несправедливым.

В попытках хоть как-то намочить сохнущие жабры российские дайверы активно осваивают подмосковные водоёмы летом а также всё чаше и чаще можно увидеть их и на льду зимой. Ну озеро, в общем-то, озером, но иногда хочется чего-то большого и светлого. В прямом смысле этого слова - хочется чего-то большего чем озеро и с более светлой водой. В поисках этой мечты дайвер пытается решить сразу несколько несовместимых проблем: и чтобы побыстрее, и подешевле, поинтереснее, на короткий срок и, желательно, поближе...

В последнее время все больше нашего брата стали привлекать северные моря - Баренцево и Белое. И не смотря на то, что такие положительные стороны нырялки там как относительная доступность этих морей и крайне интересная природа сочетаются и с отрицательными (низкий уровень комфорта) все же поездка туда стоит того времени и денег, которые на неё затрачиваются.

Мне в последнее время довелось вот уже несколько раз понырять в этих северных морях, и, скажу вам, это мне настолько понравилось, что я непременно поеду туда ещё. Между тем все мои предыдущие поездки туда осуществлялись летом, а на дворе сейчас стоит зима. Уже давно меня подмывало посмотреть на то, что же творится там зимой. А после того, как я узнал, что в моем любимом Беломорском месте - поселке Чупа - завершена реконструкция гостиницы и там принимают группы дайверов для зимней нырялки - решение о поездке было принято.

Наше путешествие, к сожалению, осложнилось тем, что зима в этом году весьма теплая. По этому первую намеченную дату поездки (рождество) пришлось отменить - залив не успел покрыться льдом. Впрочем в дальнейшем мы об этом ничуть не пожалели, поскольку чем позже - тем длиннее становится день и тем большим временем для нырялки ты располагаешь.

И так вторая попытка. Мы наметили встретить праздник 23 февраля подо льдом Белого моря. Сборы недолги - мы собираемся всего на 4 дня, используя выходные и праздник. По этому берем только самое необходимое - оборудование, включая сухие костюмы, и теплую одежду - будем перемещаться на снегоходах. Всем остальным  обеспечит принимающая сторона. Отзваниваемся - все хорошо, лед крепкий, погода неплохая, можно ехать.

21 февраля, Ленинградский вокзал, Поезд Москва-Мурманск. Отходит в первом часу ночи. Забрасываем оборудование в купе и молниеносно засыпаем - завтра можно отдохнуть и отоспаться - целый день будем ехать в поезде. Можно, конечно, было выбрать и другой маршрут - лететь самолетом на Мурманск и от туда 5 часов на машине. Также несколько раз я туда ездил на личном автомобиле - ведь каких-то 1600 км для бешенной собаки не крюк. Но на этот раз я лишь в дороге понял - насколько грамотно мы поступили, решив ехать поездом. Мы как-то забывает о том, что отдых начинается уже тогда, когда ты выехал из дома. Напротив, при полетах на самолетах как правило с ужасом думаешь о переполненных аэропортах, скандалах из-за ограничения веса багажа, о возможных многочасовых задержках, и о том, что надо выстрадать в неудобном тесном кресле. Даже пройдя все это и уже дорвавшись до вожделенного моря, вы все равно в подсознании помните, что все эти удовольствия будут поджидать вас на обратном пути, и это, безусловно, не скрашивает ваш отпуск. В поезде же картина совершенно иная - едешь не торопясь, места много, багажа - хоть завались. Есть время пообщаться с соседями, сделать давно планируемые и вечно откладываемые дела, отоспаться и творчески подойти к съеданию захваченной из дома снеди. Да и расстояние как раз подходящее - поезд до Чупы идет 28 часов.

Ну вот, 22-го числа в 5 утра мы выгружаемся из вагона на станции Чупа. Поезд стоит лишь две минуты и немедленно, как только мы выходим, уходит дальше на север. Вокруг тишина, снег, поразительно яркие звезды. Нас встречает машина - дальше трансфер до поселка Чкаловский. Это около часа по лесному грейдеру. И хотя вокруг совершенно темно - в свете фар проплывают такие фантастические пейзажи, что невольно понимаешь что ты уже совсем не дома. А когда на дорогу выскакивают зайцы, а вдоль нее долго в свете фар летят вспугнутые перепелки - накатывает ощущение какой-то нереальности происходящего. Сознание отказывается верить, что так бывает.

На въезде в посёлок Чкаловский перед нами предстала совершенно фантастическая картина: посреди белого снега и льда, на фоне звездного чёрного неба летел корабль показавшийся сказочным: он был освещен яркими гирляндами, на мачтах трепетали разноцветные флаги и окна его кают гостеприимно светились. Это было настолько неожиданно, что в первые секунды я просто не поверил своим глазам. А когда мы вошли в него я был сражён окончательно: там был настоящий ресепшн с девушкой-регистратором, у пульта светились мониторы наружного наблюдения, нам любезно были предоставлены каюты отделанные по евростандарту, а вверху в кают компании нас ждал приготовленный для нас горячий завтрак. На картинке справа вы можете увидеть этот фантастический корабль днём. Здесь и далее если кликнуть на картинку - то можно посмотреть её в большем формате.

Поясню причину своей реакции: последний раз я тут был три года назад. Тогда этот корабль представлял собой ржавую посудину, вытащенную на берег и слабо приспособленную для комфортного проживания в нем людей. Все в нем, начиная с высоченного но хлипкого трапа, тесных промерзающих за ночь кают, маленького камбуза и тесной кают-компании, плохо работающих душа и малого количества туалетов может и было нормально для бывшего исследовательского судна, но с понятиями о комфортабельной гостинице совпадало мало. Я это воспринимал как должное - ну откуда тут, в северо-Карельской глуши, могли быть условия лучше? Интересный дайвинг с лихвой компенсировал все бытовые неудобства. Именно по этому то, что я увидел, поразило меня так сильно. за это время проведена кардинальная реконструкция гостиницы, проведен водопровод из ближайшего чистейшего озера, комфорт стал европейского уровня, и уж 3 звезды этой гостинице можно смело дать. Просто какие-то чудеса у полярного круга. Для дайверов - прекрасная сушилка для оборудования, а для айс-даверов - большая отлично сделанная сауна. Но о ней позже...

  Дайв-центр "Белое море" находится прямо у корабля. В дайв-центре два компрессора, действующая барокамера. Есть буксировщики, но они, понятно, зимой вряд ли могут быть использованы. Баллоны стальные 15 литров. Качают их до 150 бар, но в сочетании с холодной водой этого вполне достаточно. Дайв выходит с максимальной глубиной 30-35 метров продолжительностью минут в 40. Вполне достаточно.

И так после приезда мы подкрепились и отправились по каютам чтобы досмотреть сны, которые не успели досмотреть в поезде. Спали до 10-ти, после чего оказалось, что пора и погружаться. Первый дайв - чек. Недалеко от гостиницы, у острова Чернышова.

Одевались прямо на корабле. Потом 5 минут на буране и у Майны. Все приготовлено, две майны пропилены, страховочные концы закреплены на льду, обеспечением погружений занимается 5 человек обслуживающего персонала.

Сразу бросилась в глаза непривычная для нас особенность льда: как видно на фотографии на скалистом берегу острова сверху виден ледяной козырек, хотя сам лед находится сильно ниже его. Загадочное явление. Пришлось спросить аборигенов почему так? К стыду своему услышал настолько простой ответ, что если бы дал себе труд хоть чуть-чуть подумать и сам бы догадался: прилив на Белом море достигает полтора метра высоты. И лед, естественно, поднимается и опускается вместе с приливом. Тот что намерз на камни острова остается вверху, тогда как все ледяное поле уходит вниз. Все оказалось просто. А жаль: простые объяснения загадочных явлений делает их менее красивыми почему-то...

Видимость на чек-дайве оказалась 8-10 метров. Не блестяще, но вполне терпимо.

К сожалению с первого до последнего дайва  шли постоянные отказы моих регуляторов.  MK20AF с D400 безобразно замерзали, стоило при температуре воды -1 погрузиться ниже 20-ти метров. Приходилось немедленно переходить на пони (MK20AF + R190) и перекрывать основной баллон. Пока дышал из пони, отогревался основной регулятор.

До этого я достаточно много плавал подо льдом со своими регуляторами, отказов не было. Но Белое море заставило меня задуматься о том, что для серьезной нырялки необходимо приобрести нечто более морозоустойчивое.

Тем не менее, дайв получился достаточно интересный - много живности, голожаберники, звезды, актинии, полипы. Бычок позволил взять себя в руки, перенести на другое место - просто досада, что пленка кончилась, он так забавно строил рожи!

После дайва решили пойти пообедать. Благо гостиница рядышком, 5 минут на буране

В ходе второго дайва был встречен пиногор - крупная, любопытная и добродушная рыбка. Она долго и увлечённо позировала мне, но как всегда, пленка в аппарате к тому моменту кончилась. Осталось только одно: показывать какого размера он был тем, кто присутствовал на поверхности (см. фото)

    

 

   На следующий день (23.02.03) на наш праздник северная природа решила наконец нас побаловать: Погода, несомненно, наладилась - температура упала до -25, отличная сухая солнечная погода. Ночью наблюдали северное сияние!!! Долги и безуспешно пытались снять на камеры фантастическую и грандиозную игру света. Не получилось ничего :-(

Сегодня едем на бух-каньон, остров Олений. Это, в общем-то, рядом, если по прямой. Но я с удивлением выяснил, что море замерзает зимой даже в самые лютые морозы далеко не везде - ему мешают замерзнуть приливно-отливные течения. По этому напрямую (около 1.5 км) проехать просто нельзя, и мы вынуждены ехать сначала километров 8 по берегу, а потом возвращаться в точку погружения еще километров 5 по льду и островам.

В нашем распоряжении три снегохода - буран берет на себя оборудование грузы и баллоны, а также все необходимое для организации нырялки на открытом воздухе, а наша группа с комфортом располагается на остальных двух снегоходах и санях, прицепленных к ним.

Дальность дороги целиком компенсируется теми красотами, которые открылись нам при проезде островов - поразительной глубины синее небо органично сочеталось с белизной островов, блеском льда и тем инеем, который осел на деревьях. При температуре воздуха -25 от моря валил пар, который непостижимым образом сочетался с ледяными наносами, оставленными приливом. Иней, осевший на иголках деревьев,  создавал полное впечатление, что ты находишься в отделе продаж какого-то универмага в канун Нового Года - тогда принято продавать искусственные ёлочки, посыпанные какой-то белой дрянью. Я думал, что в жизни так не бывает, ан нет, вы только на это гляньте!

   Прошлым летом в районе погружения был специально затоплен подготовленный для погружения корабль. Размерами он ровно такой, чтобы хватило одного дайва на его детальное обследование. Ныряем на него. Вода (как это ни странно при температуре воздуха -25) открытая. Входим с берега. Пытаюсь снять широким углом - но модели делают все не то, немного мутят, потом, как всегда отказывает хваленая Скубапро. Дело кончается перекрытием баллона, переходом на пони и всплытием с 20-ти метров на 10. После отогрева попытка открыть вентиль ни к чему не приводит - так закрутил, что открыть тяжело. Всплыл, попросил открыть вентиль, отдал камеру (все равно широкий тут не катит) и спокойно доплавал на 10 метрах рассматривая занимательнейших червячков нерис  и гребневиков, взявшихся тут неизвестно откуда. 

На месте погружения установлен небольшой фанерный домик - ровно такой, чтобы отогреть группу из 6-8 человек дайверов и их оборудование. Внутри газовая горелка, очень тепло и комфортно. Можно безбоязненно переодеваться. Видимость составила 8-10 метров. Народу было достаточно интересно, но я не тащусь от железяк. Бог с ними. Посему делать второй дайв не стал, поехали обедать в гостиницу.

О питании стоит сказать отдельно. Сказать, что кормят сытно - ничего не сказать. Я лично паренёк немаленький, но даже я не мог осилить порцию целиком. А как вкусно! Местный повар еще в день заезда уточнил у нас наши пристрастия и готовил именно то, что нам нравилось. Стандартный набор ужина - салаты, селедки под шубой, холодцы, супчик Проскакивает на ура. На прощальный ужин подали вареники с картошкой, потом пошли с мясом да настолько вкусные, что когда наконец принесли с творогом никто из нас не смог отдать им должное. Бар работает с утра и до последнего посетителя. А что касается мяса... 

Ладно, хватит, не будем об этом, а то аппетит разыгрывается. 

Короче вернулись на базу, отобедали. Почему-то захотелось еще нырнуть.

Нет проблем - пока мы надеваем костюмы и собираем оборудование, ребята из обслуживающего персонала быстренько делают майну прям у причала, над которым расположена наша гостиница.

Погружение у причала понравилось не сильно - помойка она и есть помойка. Просто поразительно, но именно в этой помойке я обнаружил аномально большое количество моллюсков и питающихся ими звезд. Много бычков, была замечена зубатка.

Так что дайв - так себе.

А вот сауна - это пять! Я не подозревал насколько приятно после погружения в минусовую воду оказаться в сауне и как следует пропариться! Тем более сауна просто класс - новая, сухая, большая и комфортная!

 Естественны народные забавы по нырянию после бани в прорубь, ведь, как Вы сами понимаете, нашим дайверам дневных погружений недостаточно. Но до проруби идти-то около 50-ти метров! Нет проблем - все для клиента, оказывается. Подогнали снегоход, и выскакивающих из парилки везли с ветерком сначала в прорубь (ту самую майну, куда было совершено последнее погружение) а потом, что особенно ценно,  и обратно. поездка ночью на буране в голом виде с валящим от тебя паром запомнится, думаю, всем участникам очень надолго! Праздник Защитников отечества было признано считать удавшимся!

24-го числа погода по прежнему продолжает нас баловать - ночью было -30, опять наблюдалось северное сияние (ей богу не вру, это подтверждают даже те, кто не участвовал в праздновании в предыдущий день), утро сухое, солнечное и морозное. Световой день сейчас уже большой - от 9-ти утра до 17-ти вечера. Посему собираемся на дальний выезд, на целый день на мыс Картеш. Снегоходы весело идут по промерзшему снегу. Опять большую часть пути из предстоящих нам 25-ти километров проходим лесом. Выходим в деревню Кереть, стоящую в устье реки Кереть. Это летом одна из любимейших речек водных туристов. Сейчас поражает красота незамерзающих порогов, яркого солнца и голубого неба. Останавливаемся для осмотра красивейших мест и продолжаем далее наш путь по льду устья Керети, а за тем и губы Чупа. Впервые за поезду видим, что мы действительно в море. Раньше на это указывали лишь косвенные признаки (соленость воды, например, приливы и отливы, нагромождающие вдоль берегов целые торосы), теперь же мы видим своими глазами полное отсутствие берегов. Вдали на льду замечаем лежащих тюленей. И не холодно им в -25 на льду отдыхать!

Вообще любителям прогулок на Буранах надо в первую очередь порекомендовать съездить сюда. Вы только посмотрите на удовольствие от поездки, написанное на этом лице:

 Проезжаем биостанцию в устье Керети, держим курс на биостанцию на мысе Картеш. Следует отметить такую скученность биостанций, как положительный фактор - значит мы ныряем в уникальных местах.

На мысу Картешь уже ждет команда обеспечения - стоит домик, в нем тепло, майны сделаны, страховочные тросы расправлены, баллоны и оборудование ждут дайверов.

Сказать, что данное погружение понравилось - значит ни чего не сказать! Это просто фантастика!

Прежде всего - видимость! Она явно больше 30-ти метров. Вода кристальной чистоты позволяет окинуть одним взглядом совершенно фантастический ландшафт - нагромождение камней уступами уходящие вниз, ламинарные сады до 5-ти метров, красивый обрыв с 20 до черт его знает какой глубины. С места моего нахождения прекрасно видно майны почти с максимального удаления по страховочному концу, и дайверов, плавающих рядом с ними. Это поразительное зрелище рождает крамольную мысль в ненужности погружений «на верёвочке». Это, безусловно, не так, давлю в себе бешеное желание обрести свободу и порезвится.

Кроме того, сравнительно тонкий лед (25 см) и яркое солнце, бьющее через него, создают прекрасное таинственное освещение. А у берега! У берега просто фантастика! Сверху этого не видно, а из-подо льда заметно, что вся береговая линия льда состоит из множества больших и маленьких льдинок, наломанных приливом, переплетающихся в непередаваемых узорах.

 Хотя прекрасно понимаю, что ничего толком не выйдет - беру цифровую мыльницу и снимаю ею общий план. Поразительно, но съемки метров с 20-ти от объекта что-то все равно дают!

Вода здесь по приборам постоянно -1 -2 градуса. Посему уже минут через 40-50 подмерзаешь. Вышли на поверхность все пораженные. Отогрелись в домике, пообедали и заторопились обратно под лед - уж больно место понравилось!

Отличный дайв на 5 баллов.

Ну, пора и домой, в Чкаловский. Обсуждаем завтрашние планы, решаем нырять на острове Борщевец. У ребят там не оказалось установленного домика. Но это оказалась совсем не проблема - домик грузится на санки, цепляется к Бурану, потом ук нему же цепляются еще санки с оборудованием и поезд весело отправляется в путь.

 

25.02.04 Последний день нашего пребывания в поселке Чкаловский начался по прежнему замечательно. Температура поднялась   до -20-ти, безоблачное небо, яркое солнце. Проезжаем ставшую уже привычной дорогу до поселка Кереть. При выезде на лед произошла достаточно интересная встреча - нам попалась группа из трех лыжников. Это было достаточно удивительно - в этих местах зимой людей просто нет. Мужики лет по 45-50 из Москвы проводят свой отпуск таким образом - на лыжах, на тройку недель, идут в глухие места. Все свое везут на себе, ночуют на улице в мороз, часть пропитания добывают попутной рыбалкой. Весьма оригинальный способ отдыха.

Наверное на наших лицах отразилось некое изумление и оторопь, поскольку расспросив о дороге они решили сфотографироваться с нами (напомню, всё это происходило на льду Белого моря при температуре -20). Правда ровно через две минуты мы были отомщены. Когда туристы узнали, кто мы такие и чем тут занимаемся, их лица выразили почти те же чувства, что и наши. Пожелав друг другу счастливой дороги мы расстались. При этом, наверное, каждая из наших групп испытывала некоторые сомнения в нормальности встреченных.

  На месте погружения нас встретил уже привычный сервис - домик, майны, тепло. Погода начала портится - задул ветер, небо затянуло тучами. Лед в этом месте оказался толще -сантиметров 40. Из-за этого подо льдом оказалось значительно темнее, и после вчерашнего погружения нам тут, естественно, понравилось меньше. Тем не менее достаточно интересная живность, а рыба настолько пассивна, что позволяет себя взять в руки. Некоторые наши дайверы не удержались, и не смотря на то, что к кормёжке никаких претензий у нас не было, вытащили немного рыбки на ушицу. При температуре воды в 0 и воздуха в -20 она молниеносно превратилась в свежемороженную.

На второе погружение пошел уже безо всякого желания - просто была задача добить пленку.

В соседней майне инструктор занимался тем, что проводил первую открытую воду у своего курсанта. Неплохо, согласитесь - первая вода под лед, при -20, метель, вода - 0 градусов! Я бы не решился, но этим северным людям, по-видимому, столь суровые условия вполне привычны. Погружение удалось, курсант был в восторге!!! Вот пойми людей после этого...

       

Поскольку погода стремительно портилась - мы безо всякого сожаления свернули оборудование и отправились в обратный путь - сегодня ночью у нас поезд на Москву.

По дороге в нежилой деревне Кереть встретили тех самых туристов из Питера. Они половили рыбки над порогами, натаскали семги на ушицу (как они сказали). Чувствуется время между этой и первой встречей они провели в попытках вникнуть в то, зачем это люди лазят под лед. Это выявил первый же вопрос, заданный ими нам с надеждой в голосе: «Ребят у вас может работа такая? Вы что-то там изучаете?». Когда узнали что нет, что это мы просто так отдыхаем, вежливо попрощались и скрылись в лесу на лыжах - в их движениях сквозило явное нежелание связываться с непонятными психами. При этом то, чем занимались они сами, они считали, безусловно, нормальным.

Хороший вечер в дружеской обстановке, прощальный ужин, расставание, пожелание хорошей дороги и приезжать ещё...

В 5 утра следующего дня мы были уде на поезде, который в обратном направлении стоит в Чупе аж целых 10 минут, что позволяет сесть на него без суеты. Весь следующий день посвятили анализу наших впечатлений и поеданию того, что повар в Чкаловском заботливо собрал нам в дорогу. И уже через день мы были в Москве. Когда выходили на вокзал не мог отделаться от впечатления, что все, что произошло за эти несколько дней, произошло не со мной, в какой-то чудесной сказке. Слава богу, что остались фотографии, свидетельствующие о том, что все это происходило на яву!

О ценах. Много или мало 410 евро за пять дней нырялки?

Так и слышатся слова: да я за эдакие деньги в Хургаду на неделю смогу прокатиться! Не спорю. Можно и в Хургаду. Только здесь вам не там. Погружение на Русском Севере - это отдельное удовольствие, которое я лично ни на какие красноморские рыбные бульоны не променяю. А зимнюю нырялку, также, не буду менять на летнюю. И то  другое достаточно интересно и увлекательно. И если человек говорит, что он лучше в Красноморск поедет, бог с ним, значит до Белого моря он ещё не созрел. Придет время - даст бог созреет. Хочу только анпомнить, что в эту сумму включено все - проживание в прекрасных условиях, качественное питание, технически сложное обеспечение дайвинга. Ну а то душевное отношение местных ребят к нам, дайверам, ни за какие деньги не купишь.

 В заключении несколько полезных советов. Если вы соберетесь сюда http://www.nereis.spb.ru/index.html зимой, помните, что совершенно нелишней будет теплая одежда, она поможет вам провести дальние поездки на снегоходах с комфортом. С этой же целью имеет смысл прихватить с собой горно-лыжные очки - тогда вы сможете любоваться окрестностями даже на приличной скорости. И еще - не повторяйте моей ошибки, для комфортного ныряния крайне рекомендую взять сюда действительно зимние регуляторы - не пожалеете!

При приобретении билетов возьмите лишнее место - у вас будет много багажа, с ним в купе напряжонка. Как показала практика одно лишнее место на троих даверов как раз то, что позволяет комфортно разместиться в купе и исключить ворчание проводника по поводу чрезмерного объёма и веса багажа.

Вот вроде и все.

Я лично приеду сюда непременно, и ещё не раз. Чего и вам советую!

Отдельно выражаю благодарности Анжелине Шишовой и Роберту Мазитову за любезно предоставленные фотографии.

 

Домой