Норвегия.

Август 2006

У нас уже были поездки в Норвегию. Разрабатывали маршрут, бронировали дайв центры по интернету, садились в свои машины и ехали посмотреть на эту страну как на поверхности так и из-под воды. За три поездки не торопясь проехали всю Норвегию с севера на юг, обныривая все её побережье, и наблюдая как постепенно меняется подводный мир. После этого, казалось, вопрос с Норвегией мы для себя закрыли - все что можно посмотрели вроде.

Тем не менее оказалось, что не так просто закрыть Норвегию. В неё все равно хотелось поехать еще раз, опять увидеть уникальные ландшафты, побывать в самых интересных с точки зрения дайвера местах. Норвегия уникальна тем, что на сравнительно небольшой площади есть все известные виды ландшафтов (ну, конечно, кроме пустыни :-). Тут к вашим услугам и горы и ледники и плоскогорья, леса, моря, фьорды, озера, реки. И при путешествии на машине у тебя создается такое впечатление, что ты попал просто в сказку.

И так: решено. Едем в Норвегию. В наиболее интересную с нашей точки зрения её часть - среднюю.

 Связываемся с дайв-центрами, планируем маршрут. В планах посетить два дайв-центра, отныряв в каждом из них по 3 дня. Как показал опыт предыдущих поездок, когда мы ныряли в каждом новом место только по два дня, этого мало для серьезной подводной съемки. В первые два дня ты только приныриваешься, изучаешь местность, а все боевые снимки делаются как правило в третий день на уже изученных местах.

Вспоминаем какие два лучших места хотели бы посетить: выбирает Гюлен (http://www.gulen-dykkesenter.com/ ) и Рорвик (http://www.ndive.no/the_divesentre.htm  ). Здесь мы были и об обоих этих местах у нас остались самые наилучшие воспоминания.

Не тут-то было. Гюлен уже занят весь Мы связались с ними за 4 месяца до поездки и, оказалось, что они уже на все это время забронированы разными группами дайверов. Помнится когда мы туда приезжали в первый раз, они только начинали это свое маленькое семейное дело. Теперь же это, наверное, лучший дайв-центр в окресностях Бергена. Ну что ж, я рад за них, но нам-то что теперь делать?

По рекомендации друзей с Питрской тусовки связываемся с ДЦ  Салтстрёммен (http://www.saltstraumendivecenter.com/). Хотя это гораздо севернее, чем мы собирались ехать, однако обещают совершенно уникальную нырялку в самом большом водовороте мира. Заманчиво...

И так планируем маршрут: Едем Москва - Питер - Васса (Финляндия). Здесь садимся на быстрый паром до Умеа (Швеция) (http://www.rgline.com/en/default.asp ) и доездаем для первого ДЦ Салтсрёммен. Ныряем три дня, за тем садимся на экскурсионный паром, идущий вдоль побережья Норвегии (http://www.hurtigruten.com ) где отдыхаем после напряженного дайвинга и, расслабляемся. На этом пароме прибываем в следующий ДЦ Рорвик. Опять ныряем три дня, потом едем в Стокгольм, откуда перемещаемся в Хельсенки паромом  Викинглайн, там встречаемся с нашими Финскими приятелями и ныряем в финские озера для опреснения оборудования, за тем путь стандартный: Питер - Москва. Все паромы (кроме экскурсионного) нам помогла збронировать в Москве фирма http://www.paromy.ru/ , экскурсионный пришлось бронировать напрямую.

Сразу отмечу, что поездка не планировалась низкобюджетной. Взять, хотя бы, экскурсионный паром - это достаточно дорогое удовольствие. Можно было бы проделать тот же путь по побережью на автомобиле, что обошлось бы гораздо дешевле. Тем не менее мы пошли на такие расходы прекрасно зная, что это лучший и достаточно необычный отдых, который там есть. То же самое касалось и некоторых других аспектов: мы выбирали не самое дешовое, а то, что нам казалось лучшим и оптимальным.

Ну что ж, планы сделаны, экипажи четырех машин готовы к пробегу - дело за малым, осталось их реализовать. И ничто не могло нам помешать сделать это: даже то, что я за три недели до поездки попал с травмой ноги в хирургию института Склифосовского: от такой поездки было нереально отказаться. Уже за 3-4 дня до выезда я смог ходить без костылей и стало ясно, что все состоится: операция прошла без осложнений.

И так день первый:

29.07.06

Москва-Питер. Пробег 750 км

Выехали в 5 утра. На паром в Васса нам через два дня (так легло расписание парома) по этому решили выехать на день раньше - погулять, посмотреть на Питер. Человек предполагает....  Приехали в Питер мы  в 1 час ночи!! Под Новгородом сломалась машина: сломалась не серьезно, оборвался болт в коленвалу. Но ехать нельзя, и его от туда (из коленвала) надо как то достать. Обсуждаются варианты: Добираться обратно в Москву и пересаживаться на другую машину или ехать дальше в Питер и там пытаться отремонтироваться. Учитывая что у нас есть в запасе день выбираем второй вариант. Вызываем эвакуатор из Питера и в результате прибываем в него в 1 час ночи. Огромное спасибо нашим питерским друзьям: они нашли сервис центр, который взялся за эту работу. На фирменном Мицубишевском сервисе нас испугали тем, что придется менять коленвал и ждать пару дней деталей из Москвы, а сервис найденный друзьями обещал все сделать не снимая двигатель с машины и убрать обломки болта из коленвала максимум за сутки. Спасибо им! Благодаря им наша поездка не сорвалась!

 

День второй

 

 

30.07.06

Прогулки по Питеру.

Пока сервис, расположенный  Кронштате занимается ремонтом - гуляем неспешно по Питеру. Только увидев сколько интереснейших экскурсий предлагается и по городу, и в Питергоф, в янтарную комнату в Петродворце - начинаешь жалеть что у тебя так мало времени. Ну ладно, мы тут не в последний раз - обязательно посетим все эти места как нибудь потом.

Вечером забираем отремонтированную машину: мы готовы к рывку за рубеж!

 

День четвертый

 

 

31.07.06 - 523 километра пробега

Выезжаем в 5 утра - чтобы проскочить пробки и оказаться на границе по раньше.

Переход границы, закупка спиртного в допустимых финской таможней размерах во фришопе занимают у нас 1 час. Прибавляем енще час - это сжвиг финского времени относительно нашего.

В 13-10 по местному времени мы в Тампере. Здесь решаем сделать привал - ведь на паром нам только завтра утром.

В Тампере посещаем забавный парк с разными аттракционами. Очень любопытное выступление дельфинов в местном дельфинарии. Все путеводители есть и на русском языке.

 

в 18 вечера прибываем в Вассу. Здесь мы забронировали кемпинг. Надо сказать, что особой необходимости в предварительном бронировании мест ночевок нет - ты всегда можешь найти что-нибудь подходящее по ходу дела. Однако на завтра очень рано на паром, по этому мы бронируем ближайший к пристани кемпинг. Как ни странно он оказывается забит полностью, но нас ждут 4 миниатюрных домика , не смотря на то, что никакой предварительной оплаты мы не вносили - тут принято людям верить просто на слово. На територии кемпинга пляж (дети плещутся в ледяной воде) с забавными водными велосипедами , душевые, сауны. Удобства общие в отдельный домиках.

 

 

День пятый

 

 

1.8.6 - 633 километров пробега

 

Паром прибывает в Швецию в 11 часов (разница между Финским и Шведским временем еще 1 час)

Дороги хороши. Нам в пути помогает система навигации, установленная на покет писи. Ненадо следить за картой, она сама говорит когда и куда поворачивать. Да и машины могут двигшаться не в колонне, а смомстоятельно - риска заблудится в незнакомой стране нет. По мере продвижения от побережья в глубь страны места становятся все безлюднее, зато живности все больше. Олени нагло ходят по шоссе категорически игнорируя проезжающий транспорт . Мы приближаемся к границе с Норвегией: . Характер местности меняется, сначала предгорья а затем и горы с грандиозными панорамами на фьорды . Те из нашей группы кто был в Норвегии в первый раз поражены открывшимися картинами - продвижение резко замедляется, по скольку все хотят поснимать открывающиеся виды. По этому в дайв центр прибываем только в 20 часов вечера...

 

ДЦ расположен непосредственно на берегу фьорда. Нам предоставлен неплохой домик со вполне приличными условиями проживания. Единственное неудобство - это двухъярусные кровати. Но они тут достаточно часто встречаются в кемпингах, так что мы к ним уже привыкли. Площадка перед домиками - это досчатый помост над водой. Там хорошо сидеть днями и вечерами, с него открывается прекрасный вид на тот самый обещанный водоворот. Однако  нельзя ничего ронять со стола - это тут же проваливается между досками и  уходит на дно. Теперь становится ясно зачем они положили в домике на кухне так много вилок - явно с запасом на роняние в воду.

Распаковывая вещи обнаруживаем интересную вещь. В том самом  кемпинге в Финляндии где мы ночевали, я обратил внимание на стоящий в номере электрочайник - он был неотличим от моего, стоящего на кухне у меня в Москве. Выяснилась очень интересная картина: оказывается у Сергея в Питере точно такой же чайник как у меня. И он его взял с собой в поездку. Уезжая из финского кемпинга он посчитал стоящий там чайник за свой, упаковал его и увез. Теперь у него два совершенно одинаковых чайника.... Не удобно, конечно, но не ехать же обратно чтобы вернуть чайник?

Рядом с ДЦ есть кемпинг, гостиница для рыбаков. Специальная комната со столом и приспособами для разделки рыбы , несколько больших морозильников для её хранения. Тут очень многие местные приезжают в этот центр, берут в аренду моторную лодку и ловят рыбу. При чем в таких размерах - что морозильники забиваются готовым рыбным филе. Думается у них это что-то вроде наших заготовок грибов-ягод на долгую зиму.

 Дайвинг, как и во многих других местах в Норвегии, осуществляется со скоростной моторной лодки. Правда тут я впервые увидел такую лодку и мягкого пластика: .

 

День шестой

 

2.8.6

 

 

На первый дайв погрузились на свои машины и поехали совсем недалеко: около 10 минут. Оделись на берегу и вошли со скал в воду. Это было очень затруднительно с моей еще болящей ногой.

Видимость 5-8 метров. Сайт представляет собой уступы постепенно сбегающие вниз до 60-80 метров. Вообще в Норвегии совсем рядом с берегом бывают глубины в и в 100 и более метров.

В ходе погружения видимость не порадовала, а на обратном пути пришлось преодолевать довольно сильное течение. Мелких рачков и голожаберников достаточно много. Видели на входе чёрта, в середине дайва под скалой зубатку.

Выходить было с больной ногой совсем тяжело – от чрезмерного усилия по вытаскиванию скубы на берег немного разошелся незаживший шов. В общем дайв на 4 с минусом – ни видимости ни нормальных условий (в моем текущем состоянии).

Дайв-центр предлагает, если мы будем делать третий вечерний дайв, то проводить его здесь. При том самостоятельно: ьерете баллоны, грузитесь на свои машины и спокойно ныряете.

Лично мне придется отказаться от такого удовольствия :-(

 

 

Второй дайв прямо напротив дайв-центра. Это очень большой водоворот, образуемый приливно-отливными течениями. Этот сайт считается лучшим в этом дайв-центре. Считается что в ходе кружения дайверов в этом водовороте они будут просто купаться в многообразии рыбы, обитающей в нём. Тем не менее все получилось не совсем так.

Началось с того, что  забыл надеть грузовой пояс и не смог погрузиться вместе со всеми. Пришлось получать его из лодки и одевать в воде. Спасибо Сергею Толокнову – он помог разобраться с этой проблемой.

После этого погрузились и по началу (до 20 метров глубины) все шло хорошо. Но видно гиды что-то не рассчитали и течение усилилось. Оно стало сильно тащить вниз. Пока я разбирался как бы сделать так, чтобы глубже 30 меня не тащило, группа потерялась – как выяснилось потом потерялись практически все. При борьбе с течением приходилось хвататься за что ни попадя руками и подтягиваться вверх. Естественно при этом становится уже не до живности, носящейся вокруг. Некоторые члены нашей группы впервые попали в подобную ситуацию и несколько перепугались... Я только обрадовался, что не взял с собой камеру – снимать тут все равно невозможно, а свободные руки дело далеко не лишнее.

Короче благодаря столь жестким условиям погружения вынудивших нас в буквальном смысле бороться за жизнь мы не оценили красот места по слухам входящего в десятку лучших в мире (из рекламы дайв-центра)

Так что дайву ставим смелое 2.

 

 

День седьмой

 

 

 

3.8.6

 

предыдущим вечером на разборе полетов было решено делать сегодняшние погружения без течений. Так что появилась возможность взять с собой камеру. Первое место – совсем недалеко – минут 10 хода. Лодка замечательная – сделана из мягкого пластика и идет под 250 сильным мотором  быстро – с полной нагрузкой около 60 километров в час. Для вылезания на борт есть трап. Поскольку пока ходим по закрытой акватории, то нас не трясет и поездки очень комфортны.

Первое погружение делаем недалеко от завода, который занимается разведением гребешка. По словам гидов из-за того, что с завода периодически сбрасываются отходы, здесь обитает довольно много рыб.

Тем не менее мне показалось, что это не так. видимость8-10 метров. Достаточно скучный ландшафт уступами спускающийся вниз, изредка разнообразящийся отдельно стоящими актиниями и чем-то напоминающим с одной своей стороны морской огурец, а с другой своей стороны – актинию. Это в общем-то все. Если б не был найден небольшой чёрт и немного покошмарен – так пропал бы дайв.

Дайв на 3

 

Не возвращаясь обратно поехали дальше. Практически заехав в Боодо, расположенное от нас по суше в 30 километрах. Заради экскурсии проехались по порту и отправились дальше. Небольшой привал на берегу для принятия пищи. Местные КУПАЮТСЯ! Натурально. В купальниках. В воде 11 градусов... Оригинально...

Дайв был объявлен как целевой для сбора морепродуктов. Однако я предпочел пойти с камерой и не просчитался – встретил много чертей, пытался сделать давно задуманный кард. Однако ошибся с экспозицией – получились невыразительные съемки. Но все равно получилось интересно – долго плавал с этими чертями, теперь изучил повадки, надеюсь что в следующий раз не ошибусь.

Охота (здесь разрешают охотиться с аквалангом) и сбор крабов не очень удалась – охотники промахивались, и нашелся только один достойный краб. Тем не менее на уху настреляли и крабьего мяса попробовали.

Дайв на твердую 4.

 

 

 

После дайвинга

 

 Сергей взял на прокат лодку и съездил на рыбалку буквально на 1 час – наловил очень много крупной рыбы. По его словам перестал ловить исключительно потому, что вовремя сообразил – даже для нашей большой компании такое количество рыбы – перебор.

 

 

День восьмой

 

 

4.8.6

 

Сегодня два дайва достаточно близко к дому. Однако обещано что на первом течений не будет.

Отъехали сравнительно недалеко, к скале на другой стороне фьорда, прям на против того места где проходил первый дайв. Сторона южная, ярко светит солнце, создается впечатление хорошей видимости. Место- достаточно крутая стенка. Видимость 10-12 метров. Течение не сильное. Много живности, представляющей интерес для макро фотографии. Наконец начинают получаться снимки с объективом 18-70. С прошлых съемок прошло уже столько времени, что стал забывать как этот аппарат работает.. Дайв на 4. Возможно с минусом – уж больно скучновато.

    

 

 

Т.к. на этом дайве обещано течение – камеру не беру. Все равно на течении снимать нет возможности. Проходим немного дальше водоворота Сальтсрёмен и ныряем с правого берега.

В общем зря. Зря послушался и не взял камеру – там было чем заняться.

Видимость 8-10 метров. Для начала на входе большие стаи очень крупной рыбы – трески и ещё какой- то, не запомнил норвежского названия. Ходят плотно и настырно, создавая иллюзию погружения в Красном море. За тем по мере роста глубины рыба становится крупнее, но встречается реже. На 30 метрах проходим небольшую пещеру, имеющую вертикальный колодец длинной метра 3 – местная достопримечательность. Замечаем двух больших камбал занятых, судя по всему, любовными играми. Дальше просто редкость – ПАРА больших зубаток, лежащих на камнях под стеночкой. Их вообще очень трудно встретить не в норах, а тут – сразу две! Не боятся, подпускают на пол метра – вот где раздолье для фотографа. Спугнутые не удирают – переплывают на пару метров и ложатся.

После этого еще одна зубатка встреченная в камнях, а также тропическое разнообразие мелкой рыбёшки, гуляющей на 6-9 метрах в густых ламинарных зарослях, уже не поражают воображение.

Досадно, что не взял камеру. Это лучшее погружение из всей серии в этом дайвцентре

5 баллов.

 

 

День девятый

 

5.8.6

 

Ночью выезжаем в Боде и садимся там на паром. Это большой экскурсионный корабль, курсирующий вдоль всего побережья Норвегии. В принципе он и не паром вовсе: берет весьма ограниченное количество машин, а ориентирован в основном на экскурсионные группы. Он идет вдоль побережья, заходит в порты, высаживает группы на экскурсии. К его приходу эти городочки готовятся - устраиваются песни-пляски и прочие представления, лавки открыты и активно торгуют. Так, к примеру, к нашему приезду в одном городке устроили пляски индейцев. Правда убей бог не пойму: при чем тут индейцы? Мы ведь в Норвегии?

Вечером этого же дня сгружаемся в городе Рорвик и прибываем в местный дайв-центр. Здесь мы уже бывали раньше. И хотя размещение тут не особо комфортно - тут можно об этом забыть из-за прекрасных подводных видов. Дайв центр расположен на берегу фьорда довольно далеко от воды - к катеру, стоящему у частной пристани, приходится ездить на автобусе. И хотя кроме нас тут ныряет группа финских дайверов, места хватает всем.

На территории ДЦ установлен специальный мангал с большим котлом для приготовления морепродуктов . В Норвегии, в отличии, к примеру, от Красного моря, не считается ненормальным если дайвер вытащит себе что-нибудь вкусненькое на покушать. Просто о своем желании надо сказать гиду и он вывезет тебя туда, где морепродуктов будет много, предоставить тебе питомзу для сбора и ящики для перевозки морепродуктов, а также проконсультирует как это все лучше употребить. Когда мы тут были в прошлый раз с нами также ныряла группа горячих парней из Хельсенки. У каждого из них с собой было по нескольку холодильников, которые они забивали морепродуктами про запас, чтобы увезти с собой в Финляндию эти дары Норвежского моря.

Еще до поездки сюда я рассказывал друзьям о прекрасной деревянной джакузи на дровяной тяге, стоящей на улице напротив сауны. Лежа в ней можно любоваться видом моря на фоне заката. И вот, наконец, они и сами убедились в том, что эта сказка - вовсе не сказка, а самая приятная реальность:

 

 

 

День десятый

 

6.8.6

 

Погружение между двумя островками. Сразу же порадовала видимость – она значительно лучше чем в предыдущем месте. Здесь около 15 метров. А потом порадовала и живность – крабы ползают строем, камбала дно устилает, треска вокруг шныряет, куча окушков и прочей мелочи. Нашлись и 5-6 чертей, из них один огромадный – попытался сделать давно задуманный снимок – черт на ножках. Получилось вроде.

Нырялка идет с большой металлической лайбы. На первый взгляд неуклюжей, но очень комфортной. С нами ходит группа из 8 финнов – всем хватает места, одеваться удобно, вылезать из воды можно прям в оборудовании и ластах.

Дайв на 5.

 

 

 

На второй дайв насмотревшись на обилие живности решили устроить гастрономический выезд – на сбор морепродуктов для вечерней трапезы. Посему пришлось фотоаппарат заменить на сетку для сбора всякой всячины. Собирали крабов и гребешка. Набрали достаточно, но было обидно, что нет фотоаппарата – встретил интересных крабов с очень длинными клешнями. Среди водорослей был пинагор на кладке вызывающе красного цвета. Но дайв был целевой – вся наша компания вечером упивалась морепродуктами исключительной свежести. Ели их у мангала на природе с видом на фьорд. Красота.

Дайв на 5

 

 

День одиннадцатый

 

7.8.6

 

 

Первый дайв почти в том месте, где в предыдущий день проводили сбор морепродуктов. Видимость 10-13 метров

На этот раз установил объектив 105 мм и начал поиск малых объектов – еще когда собирал гребешков заметил весьма интересных крабов с очень длинными клешнями. Теперь вытащил несколько из-под камней и поснимал о всячески.

Раньше видел очень красивых голожаберников, однако сейчас они все куда-то подевались. На макро по большому счету снимать нечего, тем не менее дайв понравился – опять множество гребешков, крабов, рыб. Живность кипит. Кипит однако, почему-то не выше 15 метров. Как стал подниматься вверх и делать остановку безопасности – все подевалось куда-то и стало скучно.

Дайв на 5

 

 

 

Поехали на местный дрифт. Если в предыдущем дайв центре надо было долго ехать до места без течения  - то тут напротив,  место с течением надо искать. Прилив врывается в узкое горлышко фьорда и несется вдоль него. Но все безопасно – в русле максимальная глубина 15 метров, так что получаешь удовольствие только от движения, в глубь никуда не тащит.

Поскольку я хочу снимать, меня оставляют в заводи в стороне от течения и я занимаюсь макро. Очень много крабиков и улиток, куча актиний. К сожалению нет голожаберников, на которые я рассчитывал. Видимость, естественно, хуже чем там где течения нет, но на макро это и не надо. Так что дайв на 4 твердое.

 

 

 

День двенадцатый

 

8.8.6

 

Сегодня с утра пришла почта. Дяденька на желтой красивой машине подъехал к дайв-центру и поинтересовался где тут можно найти русских дайверов. Оказалось, что уезжая из предыдущего дайв центра, некоторые молодые члены нашего дружного коллектива забыли там плюшевого медвежонка. И вот, поскольку в том центре знали куда мы дальше направляемся, они прислали нам забытую. вещь. Просто так, задаром! Приятно....

Мы стали задумываться - а не поступить ли нам также со вторым Серегиным чайником. Дело нешуточно осложнилось тем, что он теперь никак не может разобраться: какой же из двух чайников его собственный, а какой из Финляндии приблудился?

 

Сколько дайверов столь же  много и различных интересов в дайвинге. Кому-то дрифт, мне природа, а многим вреки. Так что сегодня едем на кораблик. Это нехилый норвежский сухогруз утонувший в 1941 году. Говорят что в скалы врезался из-за саботажа экипажа – ну никак не хотели норвежцы возить немцами свою руду для их танков. На верху он никак не обозначен, сказано погрузится у берега (прям у того, где маячок) и идти вдоль скального разлома. Метров через 100 должны его увидеть.

Видимость плохая, 6-7 метров, бади еле различаешь, на глубина в 34 метра на нас надвинулась из темноты корма судна. Это глубина его палубы, винты еще ниже. На такой глубине мы не располагаем достаточным временем для какой-либо съемки, да и съемка практически невозможна в такой видимости. По этому прошли с Сергеем Толокновым только до середины корабля, увидели трюм и несколько настроек, плавает много крупной рыбы, какие-то судовые механизмы. И тут  уже было всплывать – НДЛ истек. Всплыли в толще воды и только вылезя на катер поняли, что надо было вести себя по другому – подвсплывать и идти к берегу, а там, на малой глубине поотягитваться. Все так и поступили.

Мне не понравилось – видимости нет, глубины для воздуха практичсеки предельные.. Ну не люблю я вреки.

Дайв на 3 с плюсом.

 

 

 

Второй дайв сегодня - завершающий дайвинг в Норвегии. Поскольку у нас остались самые тёплые воспоминания от нашего первого дайва в этом дайв-центре просим отвезти нас туда же. Ставлю 18-70, надеюсь поснимать еще чертей – недоволен я пока своими съемками.

Тем не менее выбросили немного не там – рельеф местности разительно отличался от ожидаемого. До 20 метров стена с мелкими уступами, а после – обрыв. Я надеялся найти отмель с камушками где есть черти, ведь на песке их снимать почти нельзя – они сливаются с ним, а на камнях можно сделать контрастный снимок. Но не нашел ничего подходящего. Тем не менее дайв очень неплох – были крабы разных видов, много мелкой рыбы, крупные достаточно нагло подплывали. Видимость была неплохая, по этому ландшафты с карнизами завораживали. Понравилось...

 

Дайв на 5

 

  \

 

 

 

День тринадцатый

 

9.8.6 пробег 895 километров

 

Выехали из Рорвика в 5-30 утра: впереди долгая дорога и необходимо было успеть на первый местный паром. К стати - дророги по Норвегии часто прерываются фьордами. И хорошо если через них построен мост. Бывает что его замещает паром. Если вы будете планировать путешествие на машине по этим дорогам - вам весьма пригодится расписание внутренних паромных линий по всей Норвегии, размещенное здесь: http://reuber-norwegen.de/Faehren/ .

Перебираемся в Швецию. Обратная картина: в начале дороги вдохновляющие виды Норвегии после перевала сменяются скучными равнинными видами Швеции. Становится не интересно и муторно. Дороги становятся шире, машин на них больше. Видно что мы выбираемся из глухомани и приближаемся к цивилизации.

Нам завтра вечером грузится на паром, идущий в Финляндию, по этому стараемся сегодня как можно ближе подъехать к Стокгольму, чтобы завтра весь день посвятить ему.

Останавливаемся в кемпинге в пригороде Стокгольма - Упсала. Очень приличные домики со всеми удобствами и, что немаловажно для моложых членов нашей команды, один из самых больших в Скандинавии аквапарков. http://www.fyrishov.se/html/ryska.htm 

 

 

 

День четырнадцатый

 

 

10.8.6

 

С утреца поднимаемся, посещаем кафедральный собор в Упсала и едем в Стокгольм. Бросакем машину на стоянке и идем в музеи. Ну, музей Васса мы прошлый раз посетили - просто удивительный, уникальный корабль. В этот раз идем в исторический музей. Приятно что там дают наушники с устройством, позволяющим слушать экскурсию на русском языке. Очень интересные экспонаты. Иные сделаны со странным  юмором. К примеру в разделе средневековья есть витрина, за которой типичная камера пыток. Ну приспособы там всякие, женщина, висящая на дыбе... Так стоит перед витриной паренек и не воспитано тыкает пальцем в висящую тётю. Чуть ли не смеётся! Думаю: где ж родители-то. Отчего чаду любимому не объяснят как вести себя надо. Пригляделся - а это тоже оказывается экспонат музея:

 

Вечером грузимся на паром. Ну что про него писать - Викинглайн это эталон комфорта, удобства и прекрасной кухни! Этим все сказано.

   

 

 

День Пятнадцатый

 

11.8.6

С утра прибываем в Хельсенки. Наверное в честь нашего прибытия по центру города маршировал военный оркестр:  При этом, заметьте, никто и не думал перекрывать движение. Просто перед ним ехал полицейский автомобиль, а за ним аккуратно ехали все машины, получая удовольствия от хорошей музыки и четкой маршировки. Музыканты играли, а сопровождающий взвод солдат жонглировал (иначе эти приемы не назовешь) оружием.

Поселились мы в кемпинге в 15 минутах от центра города. Коттеджи были самые лучшие за всю экспедицию: с большими холлами, кухнями и встроенными саунами. Однако и тут не обошлось без двухэтажных кроватей :-)

Время в Хельсенки было много: мы решили посетить рыночную площадь и местный зоопарк. При чем с рыночной площади до зоопарка ходил речной трамвайчик, однако я думал, что на машине будет удобнее: рана на ноге еще давала себя знать. Все получилось наоборот - трамвайчик, как оказалось, подвозил в сам зоопарк, а от места парковки автомобиля до зоопарка было километров 5. Да и подход в этом зоопарке какой-то странный: вместо того, чтобы зверей держать в клетках они в них загоняют посетителей: 

Вечером мы устроили барбекю на который пригласили наших друзей из Хельсенки. В Эрик Халл профессиональный водолаз и фанатический дайвер. Мы часто приезжаем к нему понырять в озерах Финляндии как летом так и зимой.. Он к сожалению болеет, по этому нырять с нами не сможет. Долго советовались где же нам погрузиться и выбрали место, где мы с ним неоднократно ныряли зимой.

К стати, тут свершилось немаловажное событие! Удалось таки определить какой из чайников Сергей привез с родины, а какой приблудился в Финляндии. И мы его отослали таки владельцам по почте!

 

 

 

День Шестнадцатый

 

12.8.6

10 выехали из Кемпинга.

 

Приехали на место дайвинга.Это протока между двумя озерами загороженная плотиной. У плотины раньше был небольшой картонный заводик. Сейчас в его здании расположен музей.

Зимой тут в принципе было совсем неплохо – это место из-за течения никогда не замерзает. Только зимой тут надо использовать айсовые регуляторы – обычные при температуре пресной воды около нуля мерзнут безбожно.

Но сейчас температура воды комфортная – около 20 градусов. Тем не менее дайв разочаровал – видимость резко ниже чем зимой, (2-3 метра) а это место как раз и хорошо тем, что в нем наличествуют красивые подводные виды, а также виды из-под воды на поверхность. Поплавали, сделали несколько кадров вдоль железной дороги, по которой в давние времена спускались вниз вагонетки.

За то прекрасно опреснили оборудование после морской нырялки.

Дайв на 3.

 

В 17-14 были на Брусничном, тут оказалась большая очередь очередь. Границу прошли только через два часа. в 23 были в Питере. Мы хотели проехать его и остановиться на ночевку в каком-нибудь кемпинге. Не тут то было - тут вам это не там! Кемпингов практичсеки нет, а те, что есть забиты!

 

 

День Семнадцатый

 

 

13.8.6 пробег 1200 км.

 

Так ничего не найдя по дороге не останавливаясь и докатились до Москвы. Дома были в 8 утра. Все, прекрасное путешествие завершено!

 

Суммарный отчёт по поездке

 

 

За все путешествие пройдено 4175 километров, израсходовано 456 литров дизтоплива. Средний расход 11 литров на сотню.

 

Финансовый отчёт: (в долларах из расчета на одного человека при двух в машине):

Орграсходы (оплата виз, страховок и т.п.)

78

На пропитание (без ресторанов, готовили все сами) 384
Топливо (456 литров солярки) 248
Оплата проживания (мотели, дайв центры - 12 ночей) 534
Оплата паромов 624
Дайвинг (12 погружений) 867
   
Всего 2735

 

На непредвидженные расходы связанные с ремонтом машины затрачено 834 доллара